В Выксе прошла зональная конференция для педагогов

Благотворительный фонд «ОМК-Участие», Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция» (г. Москва) и управление образования администрации г.о.г. Выкса 24 ноября организовали зональную конференцию для педагогов в рамках проекта, реализуемого в округе с 2014 г. «Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам как условие успешной инклюзии», который был направлен на переориентацию общественного и профессионального сознания по отношению к детям-инвалидам, детям с ОВЗ; на изменение стереотипности мышления педагогов по отношению к возможностям обучения детей-инвалидов в школе; на нейтрализацию негативного отношения родителей обычных школьников к детям-инвалидам и их семьям.

Цель конференции – подведение итогов проекта и решение, над чем предстоит работать в дальнейшем, а также распространение положительного опыта в сфере инклюзивного образования в других городах Нижегородской области.

Участники конференции – более 400 педагогов г. Выкса и других городов Нижегородской области. Спикер конференции – Председатель Попечительского совета БФ «ОМК-Участие» И.И. Седых.

Педагогическая конференция по толерантности прошла в необычном формате: кроме выступлений выксунских и нижегородских педагогов по темам: «Уроки доброты – о самом главном», «О чем говорят дети?», «Как изменилось отношение родителей», «Инклюзивное образование в практике работы массовой школы» и др. участники посмотрели инклюзивные творческие номера детей, а также выступление сводного хора учащихся нескольких образовательных учреждений. Своим опытом в проведении на региональном уровне инклюзивного творческого фестиваля «Крылатые качели» поделились коллеги из г. Чусовой.

— Я хочу поблагодарить каждого участника программы по формированию толерантности, в которой за три года приняли участие самые разные жители Выксы: педагоги, социальные работники, психологи, журналисты, родители и ученики, — сказала Ирина Седых. – Уверена, что наши совместные усилия станут прочным фундаментом для строительства новых отношений между людьми. И неважно будет это здоровый человек или инвалид. Через несколько лет сегодняшние ученики вырастут и станут взрослыми. И уже не придется убеждать в необходимости совместного обучения школьников и особенных детей, и они не пройдут мимо человека, которому нужна помощь и поддержка. То, что сегодня кажется кому-то педагогическим экспериментом, через несколько лет станет нормой жизни. Изменение общественного сознания и взаимоотношения людей – сложный процесс. Он будет развиваться и совершенствоваться годами. Уроки доброты, милосердия и заботы, которые проводят участники нашей программы, останутся в душах и сердцах школьников примером нравственного отношения порядочных, честных и ответственных людей к проблемам особенных детей.

Напомним, в проекте приняли участие 14 образовательных учреждений г.о.г. Выкса (10 общеобразовательных школ и 4 дошкольных учреждения) и более 100 педагогов.

Куратор проекта – директор АНМЦ «Развитие и коррекция», эксперт Комитета по образованию Государственной Думы РФ, эксперт Совета по специальному инклюзивному образованию Министерства образования и науки РФ Елена Дмитриевна Худенко.

В течение 3 лет в рамках проекта был организован цикл мероприятий: курсы повышения квалификации, в ходе которых повышался уровень правовых знаний; отрабатывались инновационные технологии внедрения ФГОСов; технологии разработки АООП и СИПР; расширялся диапазон методов и приемов психолого-педагогической работы с детьми;

Россия, 115184, г. Москва, Озерковская набережная, д.28, стр.2 Тел.: (495) 231-77-71, доб: 23-83, 20-49 www.omk-uchastie.ru ОГРН 1097799002399

отрабатывалась технология психолого-педагогического консультирования детей и их родителей; давался инструментарий по разработке плана индивидуальной работы с семьей; проводились циклы родительских собраний, круглых столов, встреч, консультаций с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, цикл вебинаров, в ходе которых освещались основные за-коны, регламентирующие права и возможности ребенка-инвалида и его семьи; освещались технологии развития компенсаторных механизмов ребенка-инвалида; рассматривались вопросы организации режима дня в семье. Особое внимание было уделено методологическому обеспечению работы по «Формированию толерантного отношения к детям-инвалидам, детям с ОВЗ». Были разработаны, изданы и распространены среди педагогов, родителей книги, программы, буклеты, информационно-методические материалы, в которых излагалась четкая и конкретная информация, направленная на повышение уровня правовых знаний, уровня профессиональных компетенций специалистов. Система постоянно действующего on-line консультирования помогла многим родителям решить проблемы своего ребенка-инвалида.

Самым интересным в этом проекте стали «Уроки доброты», которые проводились во всех 14-ти учреждениях, задействованных в проекте. Творчество, креативность, высокий профессиональный уровень педагогов, участвовавших в проекте, а также гуманистическая направленность этих уроков способствовали эффективному решению поставленных задач, дети с большим удовольствием принимали участие в таких уроках.

Мониторинг изменений толерантного сознания у учителей, родителей и учащихся проводился постоянно (2 раза в год). Наиболее благодатной аудиторией оказались ученики 1-4 классов, которые в большинстве своем дали положительную оценку на совместное обучение с ребенком-инвалидом.

Итоги проекта — педагогическое сообщество г. Выкса вышло на качественно иной уровень взаимоотношений учитель — ученик; произошли изменения менталитета учителя в сторону психологической готовности обучать всех с учетом особенностей каждого. Родители и с той, и с другой стороны готовы понимать друг друга; дети — адекватно воспринимают ученика, не такого, как они и готовы ему помочь.

Справка. 1 сентября 2016 г. в РФ вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который позволит включить детей с ОВЗ в полноценную жизнь образовательного учреждения: уроки, праздники, дополнительные занятия и др. Одним словом, все, что доступно для обычного ребенка, должно стать доступным и для ребенка с особыми потребностями. И главное здесь не пандусы и безбарьерная среда (хотя и это очень важно), а психологическое принятие такого ребенка как обычного.

Инклюзивное образование – системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Оно касается детей с ОВЗ, их родителей, обычных развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Оно направлено на развитие толерантности, то есть принятие другого – не такого, как ты.

Добавить комментарий